Недвижимость Москвы и Московской области СНИМУ КВАРТИРУ | КУПЛЮ КВАРТИРУ | СНИМУ ДОМ/УЧАСТОК | КУПЛЮ ДОМ/УЧАСТОК | СНИМУ ОФИС | КУПЛЮ ОФИС Агентство недвижимости
Недвижимость Москвы и Московской области СДАМ КВАРТИРУ | ПРОДАМ КВАРТИРУ | СДАМ ДОМ/УЧАСТОК | ПРОДАМ ДОМ/УЧАСТОК | СДАМ ОФИС | ПРОДАМ ОФИС Агентство недвижимости
Агентство недвижимости "МаНС"  
Агентство недвижимости "МаНС"
 
   

Оплата услуг

Все способы оплаты
Правила и возврат

Услуги агентства "МаНС" Наша компания имеет честь предложить Вам такие востребованные на рынке услуги как оценка недвижимости и оформление...
  подробнее...
Поиск недвижимости по станции метро Для удобства клиентов введена система "Поиск по метро" — отличная возможность найти интересующую Вас недвижимость по метро...
  подробнее...
Законодательство от юриста Законодательство об объектах недвижимости: статьи из Гражданского кодекса о земле, договорпродажи недвижимости, информация для наймодателя и нанимателя...
  подробнее...
Вакансии Вы трудолюбивы и ответственны? Профессионал в своем деле? Тогда добро пожаловать в дружную семью сотрудников компании "МаНС недвижимость"!
  подробнее...
КУРСЫ / ПОГОДА
КУРС $/€: 
ПОГОДА в: 
СТАТИСТИКА САЙТА

Снос ветхих домов и пятиэтажек. Права граждан при переселении.

Закон издан: 2010-08-08
на страницу законов


Переселение по правилам ("Недвижимость и цены", 25 февраля 2008 г.)

В конце прошлого года столичное правительство приняло постановление, касающееся вопросов переселения, и москвичам стоит подробно его изучить. В нем речь идет не только о старых домах с истекшим сроком годности, но и о вполне крепких, чья судьба, однако, предрешена Генеральным планом Москвы или другими обстоятельствами. Документ составлен подробно, что позволяет разобраться в тонкостях процедуры и прояснить собственные перспективы.

После непростых историй с переселениями, имевших резонанс в прессе, правительство Москвы 4 декабря 2007 года приняло Постановление № 1035-ПП, которое призвано урегулировать этот процесс. Названное распоряжение — своего рода инструкция для городских структур, инвесторов и самих переселенцев.

Согласно документу, покинуть свой дом гражданам придется в следующих случаях:

* предстоит капремонт или реконструкция жилого дома;

* непригодные для проживания жилые помещения решено перевести в нежилой фонд;

* жилые помещения признаны непригодными для проживания, жилой дом — аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

* земельный участок или его часть намечено изъять или использовать для государственных (городских) нужд (в связи с необходимостью нового строительства, развития территорий, а также реализацией городских программ).

Кто будет платить?

Переселение — мероприятие не из дешевых. Не случайно в постановлении уделено большое внимание вопросу финансирования. Власти намерены привлечь для этих целей как средства городского бюджета, так и частные инвестиции.

На инвестора возлагается существенный груз расходов по переселению, что впоследствии не может не отразиться на цене построенного жилья. Он обязан оплатить затраты, связанные с оформлением и государственной регистрацией договоров, проведением рыночной оценки жилых помещений, домов, земельных участков. В том числе он должен оценить упущенную выгоду в случае утраты владельцем, например, фруктового сада или огорода, профинансировать составление поэтажных планов, экспликаций и иных документов. Кроме того, ему придется заплатить за переезд граждан (грузовой автотранспорт и погрузку-разгрузку имущества), а также за предоставление необходимых информационных материалов и новых абонентских номеров переселенцам. Но власти тоже не отказываются от участия в программе. Если инвесторы не проявляют заинтересованности в проекте, то город реализует его за счет собственной казны согласно предусмотренным статьям расхода.

Все по порядку

Начинается переселение с того, что правительство Москвы принимает соответствующий правовой акт и письменно уведомляет граждан об этом в течение двух недель после подписания документа. Если в рамках программы реконструкции территории намечено изъять у собственников жилые дома и земельные участки, то владельцев недвижимости должны предупредить (опять-таки письменно) о решении властей не менее чем за год. В уведомлении содержится информация не только о грядущем переселении, но и о примерных сроках, порядке и условиях его проведения, указаны названия организаций, отвечающих за взаимодействие с гражданами.

Одной из таких структур является управа района. Работники управы приглашают будущих переселенцев и отвечают на все вопросы, связанные со сменой места жительства. Гражданам объясняют, какими субсидиями могут воспользоваться жители расселяемых домов, как будет осуществляться переселение, на какие компенсации утраченной недвижимости они вправе рассчитывать.

Попутно власти уточняют списки граждан, в том числе и тех, кто временно отсутствует, но имеет право пользования жилым помещением, подлежащим освобождению. Затем сведения передают в префектуру округа, там выносят решения по каждому конкретному дому. И уже потом заключают договоры с гражданами, определяют размер компенсаций и подбирают квартиры.

Собственники и наниматели

К собственникам и нанимателям подход разный. Правда, и у тех и у других есть возможность в дальнейшем поменять свой статус. В постановлении сказано, что власти не должны чинить препятствий и отказывать гражданам в приватизации или деприватизации занимаемых ими помещений (кроме аварийных домов).

С собственниками каждого расселяемого дома управа (или инвестор) заключает предварительные договоры, в которых подробно перечислены условия предоставления возмещения (компенсации) или выкупа за жилое помещение (дом) и земельный участок как в денежной, так и в натуральной форме (в виде жилья, включая его конкретные характеристики). Допускается простая письменная форма договора. Если недвижимость имеет обременение (залог, аренда, рента), договор заключают только после прекращения действия указанных обстоятельств. Члены семьи собственника, которые пользовались правом проживания в освобождаемом помещении, сохраняют это право и в отношении нового (обязательный пункт в договоре). Жилое помещение взамен освобождаемого предоставляют не всем собственникам, а только тем, кто зарегистрирован в Москве и не располагает другим жильем. Граждане, не состоящие на жилищном учете в расселяемом доме и владеющие несколькими квартирами, могут рассчитывать лишь на компенсацию в денежной форме. Не дадут новую квартиру и тем собственникам, кто в течение последних пяти лет намеренно ухудшил свои жилищные условия.

При изъятии земельных участков процедура взаимодействия с властями имеет некоторые особенности. Представители управы обязаны посетить участок, сфотографировать его и составить документ о его фактических размерах и расположении. Эти сведения вместе с комплектом других бумаг направляют в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города, который организует и оплачивает проведение оценки земли. Впрочем, названные задачи может решать и инвестор.

Для граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, найма или безвозмездного пользования, переселение будет заключаться в получении новой квартиры на тех же условиях. Она может быть выделена из жилищного или маневренного фонда города Москвы. В ряде случаев власти предоставляют нанимателям субсидии для приобретения или строительства жилья.

Если гражданин занимал жилое помещение, превышающее принятый в столице нормативный размер для семьи такой численности, то новое жилье может быть чуть меньше старого, но в пределах нормы. Однако если подходящей по площади квартиры не окажется, переселенцам могут предоставить помещение большего метража, чем предусмотрено. И абсолютно безвозмездно.

В случае отказа граждан, будь они собственниками или нанимателями, от переезда, все вопросы решает конфликтная комиссия, чье создание тоже предусмотрено постановлением. При невозможности урегулировать спорные вопросы с помощью конфликтной комиссии их рассматривают в судебном порядке.

Капитальный ремонт

Переселение граждан при проведении капитального ремонта или реконструкции дома осуществляется путем предоставления им временного жилья из маневренного фонда. При этом все ранее заключенные договоры (социального найма, найма, безвозмездного пользования) и права собственности на недвижимость сохраняются. Въезжая в дома маневренного фонда, горожане заключают договор краткосрочного найма этих жилых помещений на срок, установленный для проведения капитального ремонта или реконструкции.

По окончании ремонта граждане возвращаются в свои квартиры. И не всегда узнают их: в процессе реконструкции площадь или планировка помещений может измениться. В таком случае предусмотрено предоставление нанимателям другого жилья, соответствующего параметрам прежней квартиры и учетной норме. Собственникам также могут предложить замену либо выплатить рыночную стоимость утраченной недвижимости. И даже предоставить жилое помещение по договору социального найма.

Все жалобы и противоречия сторон решает конфликтная комиссия, а при ее безрезультатности — суд.

В постановлении приведены примерные формы всех типов договоров. В частности, это предварительный договор о переселении, соглашение о выкупе недвижимого имущества для государственных (городских) или муниципальных нужд, договор мены жилого помещения (жилого дома), договор краткосрочного найма жилого помещения.

На вопросы «Недвижимость & цены» отвечает депутат Мосгордумы Иван Новицкий

— Граждан уведомляют о переселении в течение двух недель после соответствующего акта правительства. Не слишком ли это маленький срок для того, чтобы сориентироваться?

— Две недели даются для направления уведомления, а не для выселения. Для принятия решения сроки иные. Собственник жилого дома (жилого помещения) должен быть уведомлен в письменной форме о принятом правовом акте правительства Москвы не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения или земельного участка.

Иные сроки в постановлении не определены. Они указываются в распоряжении префекта и соглашениях с собственником помещения (дома).

— Из какого фонда будут подбирать жилье для переселяемых граждан? Где будут территориально расположены эти помещения (внутри района, округа, города)?

— Подбор жилых помещений осуществляет Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административном округе города. При отсутствии необходимого набора жилых помещений в округе подбирают квартиры из жилой площади, освободившейся за выбытием граждан. В данном случае действует Закон города Москвы «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» № 1 от 31 мая 2006 года. В соответствии со статьей 3 этого закона, нанимателям и собственникам освобождаемых квартир предоставляют благоустроенные жилые помещения в районе проживания. Сказанное не касается жителей Центрального и Зеленоградского административных округов города, а также районов, не имеющих внешних границ с другими районами округа. В этих случаях переселение осуществляется в границах этих округов. Есть некоторые уточнения и относительно многодетных семей. Квартиру могут подобрать и вне района проживания на основании письменного заявления гражданина.

Требования граждан о предоставлении жилого помещения в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определенным количеством комнат, не основанные на нормах федерального законодательства и законодательства города Москвы, удовлетворению не подлежат.

— Что произойдет, если решение конфликтной комиссии не удовлетворит граждан? Не выселят ли жителей дома силой?

— Споры при выселении могут возникнуть по поводу предоставляемого помещения или размера компенсации за освобождаемое жилье. Конфликтная комиссия призвана их уладить. Если ей это не удастся, то она принимает решение о направлении в суд иска о выселении граждан из жилого помещения (жилого дома), подлежащего освобождению. На основании заключения конфликтной комиссии префектура административного округа направляет иск в суд по месту нахождения жилого помещения (жилого дома) или префект округа дает соответствующее поручение.

Гражданам (ответчикам по иску) вручают судебную повестку и предлагают расписаться в ее получении. Повестка информирует о времени и месте рассмотрения дела по выселению. Подпись ответчика заверяется печатью управляющей организации либо управы района города Москвы.

Если граждане (ответчики) отказываются от получения судебной повестки, управой района делается соответствующая запись в судебной расписке: «Ответчик от подписи за полученную повестку отказался». На судебной повестке расписываются лица, вручавшие ее, и управа составляет акт об отказе в получении повестки.

Все акты и судебные повестки (расписки), подписанные и заверенные, передаются в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города в административном округе за день до рассмотрения дела.

После вступления судебного решения о выселении граждан из жилого помещения (жилого дома) в законную силу сотрудники Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административном округе должны получить в канцелярии суда исполнительный лист и передать его в службу судебных приставов-исполнителей.

Снос жилого дома может производиться только после окончания исполнительного производства и фактического переселения граждан в установленном порядке.

— Как рассчитывают оплату за коммунальные услуги при переселении в маневренный фонд на время капитального ремонта? Граждане платят за старую квартиру или за ту, в которой временно проживают? Сохраняется ли налог на прежнюю квартиру, если она находится в собственности?

— Плата за жилое помещение и коммунальные услуги с граждан, занимающих жилье по договорам краткосрочного найма, в том числе в маневренном фонде, взимается по ставкам и на условиях, установленных правительством Москвы. Платят граждане за квартиру, которую занимают. Но налог начисляется на старую квартиру, поскольку именно на нее зарегистрированы права собственности.

Валентина ПАВЛОВА, консультант аппарата Комитета СФ по финансовым рынкам и денежному обращению

Правительство Москвы

Постановление от 4 декабря 2007 г. N 1035-ПП

О порядке переселения граждан из жилых помещений (жилых домов), подлежащих освобождению в городе Москве

Во исполнение Закона города Москвы от 31 мая 2006 г. N 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» и в целях упорядочения процесса переселения граждан из жилых помещений (жилых домов) Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Положение о порядке переселения граждан из жилых помещений (жилых домов), подлежащих освобождению в городе Москве (приложение).

2. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы при формировании проекта ежегодной городской жилищной программы предусматривать объемы жилой площади, предназначенной для переселения граждан из жилых помещений (жилых домов), подлежащих освобождению.

3. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы совместно с префектурами административных округов города Москвы осуществлять контроль за реализацией жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из жилых помещений (жилых домов), подлежащих освобождению.

4. Установить, что расходы по предоставлению субсидий для приобретения или строительства жилых помещений гражданам, имеющим право на их предоставление в соответствии с правовыми актами города Москвы, осуществляются за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы по статье «Субсидии на строительство или приобретение жилых помещений».

5. Префектурам административных округов города Москвы создать конфликтную комиссию административного округа города Москвы по урегулированию спорных вопросов с гражданами при переселении на территории соответствующих административных округов, утвердить ее состав и Положение о ней.

6. Уполномоченным лицам Правительства Москвы при заключении инвестиционных контрактов на строительство или реконструкцию объектов на месте сносимых (реконструируемых) жилых домов предусматривать в инвестиционных контрактах:

6.1. Возможность выкупа инвестором доли города либо выкупа права требования доли города по рыночной стоимости жилых помещений, позволяющего осуществить переселение граждан с учетом нормы предоставления для семей определенного состава и численности, либо приобретения инвестором и передачи городу жилых помещений в других жилых домах, соответствующих по суммарной общей площади жилых помещений и набору квартир размеру общей площади жилых помещений и набору предоставляемых квартир.

6.2. Оплату юридическим (физическим) лицом, являющимся стороной инвестиционного контракта, расходов, связанных с переселением граждан, а именно:

— оформлением договоров (их составлением, нотариальным удостоверением);

— государственной регистрацией договоров, определяющих переход права собственности на жилые помещения (жилые дома), а также государственной регистрацией соглашений о переходе прав на земельный участок, иными регистрационными действиями в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

— проведением рыночной оценки, в том числе повторной: жилых помещений, жилых домов, земельных участков, плодово-ягодных насаждений, упущенной выгоды, а также экспертизы рыночных оценок;

— получением поэтажных планов, экспликации и иных документов на платной основе;

— использованием грузового автотранспорта для переселения граждан;

— использованием труда рабочих, занятых на погрузке-разгрузке имущества переселяемых граждан;

— предоставлением информационных материалов переселяемым гражданам;

— предоставлением доступа к телефонной сети, новых абонентских номеров переселяемым гражданам.

7. Установить, что при городских переселениях оплата расходов, предусмотренных пунктом 6.2 настоящего постановления, при переселении собственников отчуждаемых жилых помещений (жилых домов), в том числе земельных участков, производится за счет средств бюджета города Москвы, предусмотренных статьей «Расходы, связанные с освобождением гражданами жилых помещений в связи с их изъятием для государственных нужд», а при переселении по другим основаниям граждан-собственников, а также граждан из жилых помещений, занимаемых ими по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, иным договорам, и в жилые помещения маневренного фонда — за счет и в пределах смет на проведение капитального ремонта, реконструкции, сноса жилых домов.

8. Средства, поступающие от юридических (физических) лиц, являющихся стороной инвестиционного контракта, в порядке компенсации за жилые помещения, предоставленные Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы по договорам социального найма, безвозмездного пользования, найма, иным договорам, зачисляются в доход бюджета города Москвы и администрируются Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

9. Настоящее постановление подлежит опубликованию в установленном порядке в официальных изданиях Мэра Москвы и Правительства Москвы.

10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.

Мэр Москвы Ю.М. Лужков

Приложение к постановлению Правительства Москвы от 4 декабря 2007 г. N 1035-ПП

Положение о порядке переселения граждан из жилых помещений (жилых домов), подлежащих освобождению в городе Москве.

Настоящее Положение в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы определяет порядок и условия переселения граждан из жилых помещений (жилых домов), подлежащих освобождению в городе Москве, в связи с необходимостью проведения реконструкции, капитального ремонта, сноса, по иным основаниям, а также в связи с изъятием или использованием части или всего земельного участка для государственных (городских) нужд по решению органов исполнительной власти города Москвы.

1. Общие положения

1.1. Правительство Москвы в целях развития территорий города, реализации государственных, в том числе городских программ (далее по тексту — городские программы) принимает правовой акт о переселении граждан и освобождении жилого дома (жилых домов) в случаях:

1) проведения капитального ремонта или реконструкции жилого дома, если такой капитальный ремонт либо реконструкция не могут быть проведены без освобождения жилых помещений и отселения граждан;

2) освобождения жилого дома в связи с переводом жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, в нежилой фонд;

3) признания в установленном порядке жилых помещений непригодными для проживания, жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

4) изъятия или использования части или всего земельного участка для государственных (городских) нужд в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы, в связи с необходимостью нового строительства, развития территорий, в соответствии с Генеральным планом города Москвы, планами развития административных округов и районов города Москвы, реализацией городских программ.

1.2. В случаях освобождения жилых домов (жилых помещений) по основаниям, указанным в подп. 1, 2, 3 п. 1.1 настоящего Положения, и при отсутствии сформированного земельного участка принимается правовой акт Правительства Москвы об использовании земельного участка.

1.3. Правовой акт Правительства Москвы об изъятии части или всего земельного участка принимается Правительством Москвы при наличии сформированного земельного участка, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет.

1.4. В случаях, предусмотренных федеральным законодательством, правовой акт Правительства Москвы об использовании земельного участка принимается при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений.

1.5. Правовой акт Правительства Москвы об изъятии части или всего земельного участка для государственных (городских) нужд и находящегося на нем жилого дома подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

1.6. Граждане, освобождающие жилые помещения, уведомляются территориальными органами исполнительной власти города Москвы о принятом правовом акте Правительства Москвы письменно в течение двух недель после даты его принятия. Собственник жилого дома (жилого помещения) не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного жилого дома (жилого помещения) должен быть уведомлен в письменной форме о принятом правовом акте Правительства Москвы об изъятии части или всего земельного участка и находящегося на нем жилого дома, о дате осуществленной в соответствии с п. 1.5 настоящего Положения государственной регистрации этого правового акта Правительства Москвы.

1.7. Правовой акт Правительства Москвы является основанием для принятия префектурой соответствующего административного округа города Москвы решения по каждому жилому дому, подлежащему освобождению или изъятию.

1.8. В решении префектуры административного округа города Москвы по каждому жилому дому, подлежащему освобождению или изъятию, которое оформляется распоряжением префекта административного округа города Москвы, указываются:

1) основания освобождения или изъятия жилого дома;

2) жилой дом, подлежащий освобождению либо изъятию;

3) уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы или юридическое (физическое) лицо, являющееся стороной инвестиционного контракта, осуществляющие переселение граждан, предоставление гражданам жилых помещений и/или выплачивающие возмещение (компенсацию) либо выкупную цену собственникам;

4) сроки освобождения или изъятия данного жилого дома, в том числе жилых помещений в нем;

5) общая жилая площадь жилого дома, подлежащего освобождению или изъятию;

6) порядок взаимодействия префектуры административного округа города Москвы, управы района города Москвы, Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административном округе города Москвы, юридического (физического) лица, являющегося стороной инвестиционного контракта, по вопросам переселения граждан из жилых помещений (жилого дома) и по порядку предоставления возмещения (компенсации) либо выкупа собственникам;

7) иные существенные условия освобождения или изъятия данного жилого дома, в том числе жилых помещений в нем, а также земельного участка.

1.9. После принятия решения, указанного в п. 1.7 настоящего Положения, префектура административного округа города Москвы уведомляет управу района города Москвы, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административном округе города Москвы, юридическое (физическое) лицо, являющееся стороной инвестиционного контракта, о необходимости информирования граждан о содержании правового акта Правительства Москвы, о решении префектуры административного округа города Москвы по данному жилому дому, подлежащему освобождению или изъятию, о примерных сроках переселения, порядке и условиях переселения и освобождения жилых помещений (жилого дома) и о порядке взаимодействия организаций, отвечающих за переселение граждан, их оповещения, оплаты расходов по переселению.

1.10. Управа района города Москвы, в свою очередь, информирует граждан о содержании правового акта Правительства Москвы, о примерных сроках переселения, условиях и порядке переселения и освобождения жилых помещений (жилых домов) путем совершения какого-либо из следующих действий:

— публикации информации через средства массовой информации, в том числе соответствующего района, округа, либо размещения объявлений на подъездах сносимого жилого дома;

— фотографирования дома (подъездов жилых домов), земельных участков с объявлениями о переселении;

— отправки уведомлений с информацией по адресу граждан, проживающих по месту жительства в жилом доме (жилом помещении), подлежащем освобождению или изъятию.

1.11. Управа района города Москвы обеспечивает первичную явку конкретных граждан, освобождающих жилые помещения (жилые дома), в управу района города Москвы путем направления заказных писем с уведомлением о вручении, уведомления по телефону либо с выходом на место. На первичном приеме управа района города Москвы информирует граждан о порядке и условиях переселения их как собственников, граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, из жилых помещений (жилых домов), а также о порядке предоставления им жилых помещений, субсидий для приобретения или строительства жилых помещений гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, либо предоставления возмещения (компенсации) или выкупа собственникам в денежной либо натуральной форме.

При необходимости прием граждан осуществляется Управлением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административном округе города Москвы с участием представителей префектуры административного округа города Москвы, управы района города Москвы.

1.12. После первичного приема управа района города Москвы уточняет список приглашенных граждан и сопоставляет его со списком граждан, проживающих на законных основаниях, в том числе временно отсутствующих, за которыми сохраняется право пользования жилым помещением (жилым домом), подлежащим освобождению либо изъятию, составленным в соответствии с данными Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве. После чего управа района города Москвы формирует общие списки проживающих собственников, граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, граждан, за которыми сохраняется право пользования жилым помещением (жилым домом), а также граждан, вселенных в жилое помещение (жилой дом) после принятия правового акта Правительства Москвы в соответствии с п. 1.1 настоящего Положения, в том числе вселенных после решения префектуры административного округа города Москвы по каждому жилому дому, подлежащему освобождению или изъятию.

1.13. При изъятии земельных участков на основании правового акта Правительства Москвы управа района города Москвы после первичного приема граждан либо их оповещения выходит на место для составления актов: о фактическом пользовании земельным участком, о фактическом его расположении на местности и фактических размерах занимаемой территории, имеющей ограждение либо рельефное межевание, в том числе с фотографированием всех объектов, а также осуществляет сбор жилищных документов (выписки из домовой книги, копии финансового лицевого счета, справки о проверке жилищных условий либо единого жилищного документа и иных необходимых документов), которые направляет в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административном округе города Москвы.

1.14. Одновременно с работой, проводимой управой района города Москвы в соответствии с п. 1.13 настоящего Положения, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы или юридическое (физическое) лицо, являющееся стороной инвестиционного контракта, организует и оплачивает проведение оценки:

— стоимости освобождаемого жилого помещения (жилого дома), находящегося в собственности;

— при наличии документального подтверждения прав на земельный участок — стоимости земельного участка, а также всех убытков, в том числе упущенной выгоды, причиненных собственнику в связи с изъятием земельного участка.

1.15. Решение префектуры административного округа города Москвы по каждому жилому дому, подлежащему освобождению или изъятию, является основанием для заключения с собственниками предварительных договоров и соглашений об условиях предоставления возмещения (компенсации) либо выкупа за жилой дом (жилое помещение), в том числе земельный участок, как в денежной, так и в натуральной форме в виде жилого помещения, а также основанием для подбора жилых помещений, которые будут предоставлены по соответствующему виду договора гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования.

1.16. Решение префектуры административного округа города Москвы по каждому жилому дому, подлежащему освобождению или изъятию, не может являться основанием для отказа гражданам в приватизации (деприватизации) занимаемых ими по договорам социального найма (на праве собственности) жилых помещений (кроме жилых помещений в жилых домах, признанных в установленном порядке аварийными). Приватизация осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Порядок предоставления собственникам жилых помещений

(жилых домов), подлежащих освобождению, возмещения

(компенсации) либо выкупа

2.1. Предоставление собственникам жилых помещений (жилых домов), подлежащих освобождению, возмещения (компенсации) либо выкупа осуществляется юридическими (физическими) лицами, являющимися стороной инвестиционного контракта, за счет собственных средств, а при городских переселениях — Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы за счет средств бюджета города Москвы.

При наличии инвестиционных контрактов Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы может оказывать содействие по соглашению с юридическим (физическим) лицом, являющимся стороной инвестиционного контракта, в предоставлении собственникам жилых помещений (жилых домов), подлежащих освобождению, возмещения (компенсации) либо выкупа в натуральной форме в виде жилых помещений, но с единовременным возмещением юридическим (физическим) лицом, являющимся стороной инвестиционного контракта, в полном объеме затрат городу Москве по рыночной стоимости предоставленных жилых помещений.

2.2. Предоставление собственникам жилых помещений (жилых домов), подлежащих освобождению, возмещения (компенсации) либо выкупа осуществляется на основании принятых решений органов исполнительной власти города Москвы и в соответствии с условиями:

— предварительного договора, заключаемого в соответствии со ст. 429 Гражданского кодекса Российской Федерации;

— достигнутого соглашения по всем условиям предоставления возмещения (компенсации) либо выкупа в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

2.3. Предварительный договор и/или соглашение может заключаться с собственниками жилых помещений (жилых домов), в том числе земельных участков, в сроки, установленные решением префектуры административного округа города Москвы по каждому жилому дому, подлежащему освобождению или изъятию:

— юридическим (физическим) лицом, являющимся стороной инвестиционного контракта;

— Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы при наличии инвестиционного контракта по соглашению с юридическим (физическим) лицом, являющимся стороной инвестиционного контракта, с возмещением последним затрат городу Москве в полном объеме (по договору);

— Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, префектурой административного округа города Москвы при городских переселениях.

2.4. Предварительный договор и/или соглашение заключаются в простой письменной форме (приложения 2, 3 к настоящему Положению).

Предварительный договор, соглашение в отношении жилого помещения (жилого дома), обремененного обязательствами: залог, рента, аренда и т.д., — подлежат заключению при подтверждении прекращения указанных обязательств (в том числе путем их исполнения).

Предварительный договор об условиях предоставления возмещения (компенсации) заключается с собственником жилого помещения, подлежащего освобождению.

Предварительный договор об условиях предоставления возмещения (компенсации) с собственником не заключается в случаях, если:

а) сторонами достигнуто устное соглашение по всем условиям предоставления возмещения (компенсации) в натуральной форме в виде жилого помещения путем заключения договора мены либо в денежной форме путем заключения договора купли-продажи, иного договора; б) сторонами достигнута договоренность о заключении письменного соглашения;

в) сторонами не достигнуто устное соглашение либо не достигнута договоренность о заключении письменного соглашения.

2.5. Обязательными условиями предварительного договора являются:

2.5.1. Заключение договора, определяющего переход права собственности на освобождаемое жилое помещение в установленные соглашением сторон сроки либо в срок, установленный в решении префектуры административного округа города Москвы по каждому жилому дому, подлежащему освобождению или изъятию.

2.5.2. Определение формы возмещения (компенсации), размера и условий предоставления денежного возмещения (компенсации), существенных характеристик предоставляемого жилого помещения (площадь квартиры, количество комнат, наличие отделки, его место расположения и др.), предоставляемого в порядке натурального возмещения (компенсации) за освобождаемое жилое помещение.

2.5.3. Перечисление членов семьи собственника освобождаемого жилого помещения (в том числе бывших членов семьи), имеющих право пользования данным жилым помещением, а также установление обязанности собственника освобождаемого жилого помещения предоставить в пользование указанным членам семьи жилое помещение, предоставляемое в порядке натурального возмещения (компенсации).

2.5.4. Ответственность сторон за неисполнение условий предварительного договора.

2.5.5. Определение условий о несовершении сделок по отчуждению принадлежащего собственнику жилого помещения, подлежащего освобождению, а также влекущих ограничение или прекращение права собственности на принадлежащее собственнику жилое помещение и нарушающих обязательные условия предварительного договора.

2.5.6. Определение порядка переселения.

2.5.7. Определение вида договора (договора мены, иного договора, предусматривающего переход права собственности на освобождаемое жилое помещение).

2.6. Предварительный договор об условиях предоставления выкупной цены как в денежной форме, так и с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену, заключается с собственником жилого дома, в том числе земельного участка, по соглашению сторон с намерением совершить определенно значимые действия, направленные на заключение в будущем соглашения о выкупе жилого дома, в том числе земельного участка, а также возмещении собственнику всех убытков, причиненных ему в связи с изъятием жилого дома, в том числе земельного участка, включая упущенную выгоду.

2.7. К действиям сторон, указанным в п. 2.6 настоящего Положения, относятся:

2.7.1. Представление гражданами документов, подтверждающих право граждан на жилой дом (договор передачи, купли-продажи, мены, дарения, свидетельство о праве на наследство, другие правоустанавливающие документы).

2.7.2. Представление гражданами документов, подтверждающих право граждан на земельный участок (право наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования, право аренды).

2.7.3. Представление гражданами иных документов, подтверждающих права на жилые дома и земельные участки, согласно приложению 4 к настоящему Положению.

2.7.4. Сбор и представление жилищных документов (выписки из домовой книги, копии финансового лицевого счета, справки о проверке жилищных условий либо единого жилищного документа, экспликации на жилой дом, поэтажного плана жилого дома) в соответствии с п. 1.13 настоящего Положения.

2.7.5. Организация и оплата проведения оценки рыночной стоимости жилого дома, оценки рыночной стоимости земельного участка и суммы убытков, причиненных собственнику в связи с изъятием жилого дома, в том числе земельного участка, включая упущенную выгоду, в соответствии с п. 1.14 настоящего Положения.

2.8. Предварительный договор с собственником жилого дома, в том числе земельного участка, является основанием для заключения в установленные договором сроки соглашения о выкупной цене жилого дома, в том числе земельного участка, сроках и других условиях выкупа.

2.9. Обязательными условиями письменного соглашения являются:

2.9.1. Определение формы выкупа, размера и условий предоставления выкупной цены в денежной форме и/или в натуральной форме в виде жилого помещения, существенных характеристик жилого помещения (общая/жилая площадь квартиры, количество комнат, наличие отделки, его место расположения и др.), предоставляемого с зачетом его стоимости в выкупную цену.

2.9.2. Указание рыночной стоимости жилого дома, хозяйственно-бытовых строений, коммуникаций, построенных за счет собственника (водопровод, канализация, газовая сеть и иные), рыночной стоимости земельного участка, рыночной стоимости плодово-ягодных насаждений, суммы убытков, в том числе упущенной выгоды, стоимости жилого помещения.

2.9.3. Перечисление членов семьи собственника, имеющих право пользования данным жилым домом (жилым помещением), а также установление обязанности собственника предоставить в пользование и владение указанным членам семьи жилое помещение, предоставляемое в порядке зачета его стоимости в выкупную цену.

2.9.4. Ответственность сторон за неисполнение условий соглашения.

2.9.5. Определение условий о несовершении сделок по отчуждению принадлежащего собственнику жилого дома (жилого помещения), земельного участка, а также влекущих ограничение или прекращение права собственности на принадлежащий собственнику жилой дом (жилое помещение), земельный участок и нарушающих обязательные условия соглашения.

2.9.6. Определение порядка переселения.

2.9.7. Определение вида договора (договора мены, иного договора, предусматривающего переход права собственности на освобождаемый жилой дом (жилое помещение) и предоставляемое жилое помещение), а также сроки его заключения.

2.10. После заключения предварительного договора, соглашения с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы либо юридическим (физическим) лицом, являющимся стороной инвестиционного контракта, осуществляющим переселение, собственник жилого помещения (жилого дома), подлежащего освобождению, обязан соблюдать условия предварительного договора, соглашения, а именно:

о несовершении сделок по отчуждению жилого помещения, жилого дома, земельного участка, находящихся в его собственности, иным лицам, а также о несовершении любых сделок, влекущих ограничение или прекращение права собственности на принадлежащее собственнику жилое помещение, жилой дом, земельный участок и нарушающих обязательные условия предварительного договора, соглашения.

2.11. Ответственность за ненадлежащее исполнение предварительного договора, соглашения наступает для сторон по предварительному договору, соглашению в соответствии с законодательством.

2.12. Неисполнение или ненадлежащее исполнение предварительного договора, соглашения, сроков исполнения обязательств по ним влечет за собой возмещение убытков в порядке, установленном гражданским законодательством.

Возмещение убытков в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по предварительному договору, соглашению не освобождает стороны от исполнения условий предварительного договора, соглашения в натуральной либо денежной форме в порядке, установленном гражданским законодательством.

2.13. Все разногласия, которые могут возникнуть при исполнении условий предварительного договора, соглашения, решаются путем переговоров между сторонами.

2.14. При недостижении согласия сторон в процессе заключения предварительного договора, соглашения вопросы о предоставлении возмещения (компенсации), выкупа, порядке освобождения жилого помещения (жилого дома), о форме и размерах возмещения (компенсации), выкупной цены решаются конфликтной комиссией по урегулированию спорных вопросов с гражданами, после чего в случае недостижения согласия с собственником — в судебном порядке (приложение 1 к настоящему Положению).

2.15. Если при заключении предварительного договора, соглашения граждане изъявили желание, оформленное заявлением, получить возмещение (компенсацию) либо выкуп как полностью, так и в части в натуральной форме, то Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы либо юридическое (физическое) лицо, являющееся стороной инвестиционного контракта, осуществляющее переселение граждан, предлагает собственникам приостановить подписание предварительного договора, соглашения до решения вопроса о предоставлении жилого помещения.

2.16. Для решения вопроса о предоставлении жилого помещения юридическое (физическое) лицо, являющееся стороной инвестиционного контракта, собственник представляет в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административном округе города Москвы документы:

— подтверждающие право граждан на жилое помещение (жилой дом) (договор передачи, купли-продажи, мены, дарения, свидетельство о праве на наследство, другие правоустанавливающие документы);

— подтверждающие право граждан на земельный участок (право наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования, право аренды, право собственности);

— жилищные документы (выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий либо единый жилищный документ, экспликация на жилое помещение (жилой дом), поэтажный план жилого помещения (жилого дома);

— документ об оценке рыночной стоимости жилого помещения (жилого дома), документ об оценке рыночной стоимости земельного участка и суммы убытков, в том числе упущенной выгоды.

2.17. Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административном округе города Москвы в случае изъявления желания собственника в письменной форме о предоставлении ему жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену либо о предоставлении возмещения (компенсации) в натуральной форме в виде жилого помещения анализирует документы, представленные юридическим (физическим) лицом, являющимся стороной инвестиционного контракта, собственником, в целях:

а) определения возможности предоставления жилого помещения в пределах нормы предоставления, рыночная стоимость которого по соглашению сторон соответствует размеру денежного возмещения (компенсации), выкупной цене за жилой дом (жилое помещение), размеру субсидии для приобретения или строительства жилых помещений, исходя из совокупности следующих условий:

— собственник и члены его семьи состоят на жилищном учете по месту жительства в городе Москве;

— освобождаемое жилое помещение (жилой дом) является для них единственным;

— собственник жилого помещения (жилого дома) и члены его семьи не совершали гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями (жилыми домами) либо действия, совершение которых привело к ухудшению жилищных условий, в том числе путем вселения иных лиц, или к отчуждению жилых помещений (жилых домов). Указанные сделки и действия учитываются за пятилетний период, предшествующий предоставлению.

При определении размера субсидии для приобретения или строительства жилых помещений ее размер определяется по нормативной стоимости предоставления жилых помещений. Нормативная стоимость равна произведению средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в крупнопанельных домах типовых серий на размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по нормам предоставления для семьи данной численности, проживающей по месту жительства в освобождаемом жилом помещении (жилом доме); б) предоставления возмещения (компенсации), выкупа в натуральной форме в виде жилого помещения исходя из рыночной стоимости освобождаемого жилого помещения (жилого дома) либо выкупной цены за жилой дом (жилое помещение), в том числе земельный участок, и из совокупности следующих условий:

— собственник и члены его семьи не состоят на жилищном учете по месту жительства в городе Москве;

— освобождаемое жилое помещение (жилой дом) является для них единственным;

в) предоставления возмещения (компенсации) в денежной форме исходя из рыночной стоимости освобождаемого жилого помещения (жилого дома) либо выкупной цены за жилой дом (жилое помещение), в том числе земельный участок, в денежной форме исходя из размера выкупной цены и из совокупности следующих условий:

— собственник и члены его семьи не состоят на жилищном учете по месту жительства в городе Москве;

— освобождаемое жилое помещение (жилой дом) не является для них единственным.

2.18. Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административном округе города Москвы на основании норм законодательства и представленных документов готовит заключение о правомерности предоставления жилого помещения либо предоставления возмещения (компенсации) либо выкупной цены в денежной форме.

2.19. На основании заключения о правомерности предоставления жилого помещения Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административном округе города Москвы осуществляет подбор необходимого жилого помещения.

При отсутствии необходимого набора жилых помещений, находящихся в распоряжении Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Управлением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административном округе города Москвы осуществляется подбор жилых помещений из жилой площади, освободившейся за выбытием граждан.

2.20. При подборе жилого помещения, подлежащего предоставлению в качестве компенсации (возмещения) либо выкупа в натуральной форме, Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административном округе города Москвы информирует граждан и юридическое (физическое) лицо, являющееся стороной инвестиционного контракта, о согласии в предоставлении жилого помещения в качестве возмещения (компенсации), зачета в выкупную цену за жилой дом (жилое помещение), в том числе земельный участок, до подготовки проекта распоряжения префекта административного округа города Москвы о предоставлении подобранного жилого помещения конкретному собственнику и членам его семьи, получает согласие граждан, а также юридического (физического) лица, являющегося стороной инвестиционного контракта, о соответствующем варианте предоставления возмещения (компенсации) либо выкупа за жилой дом (жилое помещение), в том числе земельный участок.

2.21. После получения согласия гражданина Управлением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административном округе города Москвы либо юридическим (физическим) лицом, являющимся стороной инвестиционного контракта, дорабатывается предварительный договор, соглашение, в котором отражаются порядок и условия получения возмещения (компенсации) либо выкупа (части выкупа) в натуральной форме в виде жилого помещения.

2.22. При согласии собственника о предоставлении ему жилого помещения, меньшего по рыночной стоимости возмещения (компенсации) либо выкупной цены за жилой дом (жилое помещение), в том числе земельный участок, собственнику Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, юридическим (физическим) лицом, являющимся стороной инвестиционного контракта, одновременно предоставляется денежная сумма, определенная как разница между рыночной стоимостью возмещения (компенсации) либо выкупной ценой за жилой дом (жилое помещение), в том числе земельный участок, и рыночной стоимостью предоставляемого жилого помещения, что также должно быть отражено в предварительном договоре либо в соглашении.

2.23. При отсутствии возможности предоставить жилое помещение, рыночная стоимость которого соответствует рыночной стоимости освобождаемого жилого помещения (жилого дома), размеру выкупной цены за жилой дом (жилое помещение), в том числе земельный участок, и предоставлении собственнику жилого помещения по рыночной стоимости, превышающей рыночную стоимость освобождаемого жилого помещения (жилого дома), размер выкупной цены за жилой дом (жилое помещение), в том числе земельный участок, доплата за превышение с собственника не взимается.

Это условие указывается в предварительном договоре, а в соглашении подлежит пересмотру размер выкупной цены в денежной форме за плодово-ягодные насаждения, в том числе стоимости упущенной выгоды, в части ее уменьшения либо зачета ее в рыночную стоимость предоставляемого жилого помещения.

2.24. Если с собственником жилого помещения (жилого дома), в том числе земельного участка, невозможно достичь соглашения о предоставлении равнозначного по количеству комнат жилого помещения, то ему в собственность может быть предоставлено жилое помещение, рыночная стоимость которого превышает размер возмещения (компенсации) либо выкупной цены и размер общей (жилой) площади освобождаемого жилого помещения (жилого дома), при наличии его в распоряжении Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

При предоставлении собственнику жилого дома жилого помещения с количеством комнат, соответствующим количеству помещений в жилом доме, учитываются помещения в качестве жилых, которые соответствуют установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

При приобретении собственником жилого помещения, превышающего размер рыночной стоимости освобождаемого жилого помещения (жилого дома) либо выкупной цены за жилой дом (жилое помещение), в том числе земельный участок, доплата осуществляется на основании оценки рыночной стоимости предоставляемого жилого помещения, производимой за счет собственника, приобретающего такое жилое помещение. Размер доплаты в конкретном денежном выражении отражается в предварительном договоре, соглашении после его рассмотрения на конфликтной комиссии по урегулированию спорных вопросов с гражданами.

2.25. После согласования всех условий предварительного договора, соглашения и подписания его сторонами один экземпляр юридическим (физическим) лицом, являющимся стороной инвестиционного контракта, направляется в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административном округе города Москвы с пакетом документов, необходимых для рассмотрения вопроса на окружной жилищной комиссии и для подготовки проекта распоряжения префекта административного округа города Москвы о предоставлении возмещения (компенсации) либо выкупной цены за жилой дом (жилое помещение), в том числе земельный участок, конкретному собственнику.

2.26. Проект распоряжения префекта административного округа города Москвы должен содержать следующие положения:

1) о правовом акте Правительства Москвы:

— об использовании земельного участка в связи:

а) с проведением капитального ремонта или реконструкции жилого дома, если такой капитальный ремонт либо реконструкция не могут быть проведены без освобождения жилых помещений и отселения граждан; б) с переводом жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, в нежилой фонд;

в) с признанием в установленном порядке жилых помещений непригодными для проживания, жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

г) с необходимостью нового строительства, развития территорий в соответствии с Генеральным планом города Москвы, планами развития административных округов города Москвы и районов города Москвы, реализацией городских программ;

— об изъятии части либо всего земельного участка для государственных (городских) нужд в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы, в связи с необходимостью нового строительства, развития территорий, в соответствии с Генеральным планом города Москвы, планами развития административных округов и районов города Москвы, реализацией городских программ;

2) о возмещении (компенсации), выкупе за жилой дом (жилое помещение), в том числе земельный участок:

— в денежной форме;

— в натуральной форме;

— в натуральной и денежной форме;

3) о перечислении Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, юридическим (физическим) лицом, являющимся стороной инвестиционного контракта, в соответствии с предварительным договором, соглашением денежных средств в счет оплаты возмещения (компенсации) либо выкупной цены за жилой дом (жилое помещение), в том числе земельный участок, а также части выкупной цены при одновременном предоставлении жилого помещения и денежной суммы за плодово-ягодные насаждения, упущенную выгоду на счет собственника;

4) о предоставлении жилого помещения (при возмещении (компенсации), выкупе в натуральной форме):

— по договору краткосрочного найма до оформления права собственности гражданина на предоставляемое жилое помещение;

— по договору краткосрочного найма из маневренного фонда до момента подбора жилого помещения, которое должно быть предоставлено собственнику и членам его семьи, и оформления на него права собственности;

— по договору мены (при наличии надлежаще оформленных прав на предоставляемое жилое помещение);

— по договору передачи жилого помещения в собственность гражданина-собственника с зачетом его рыночной стоимости в качестве возмещения (компенсации) в выкупную цену за жилой дом (жилое помещение), в том числе земельный участок.

Договор передачи заключается в случае, когда право собственности гражданина на жилое помещение (жилой дом) прекращено в связи с гибелью или уничтожением имущества (приложение 6), -

и сроках заключения указанных выше договоров;

5) о сроке заключения договора мены, передачи, иного договора в случае, если на данный момент не имеется в наличии жилого помещения, которое должно быть предоставлено собственнику и членам его семьи, и им предоставляется жилое помещение из маневренного фонда для временного проживания по договору краткосрочного найма (иному договору);

6) об изъятии жилого дома, жилого помещения в случае, если это не было предусмотрено в решении префектуры административного округа города Москвы по каждому жилому дому, подлежащему освобождению или изъятию;

7) о правах членов семьи собственника, в том числе бывших, о сохранении права пользования жилым помещением (жилым домом) в предоставляемом собственнику жилом помещении в случаях:

— если члены семьи собственника, в том числе и бывшие члены семьи, имели на момент приватизации равные права пользования жилым помещением, освобождаемым собственником, его приватизировавшим;

— если между собственником и членами его семьи, в том числе и бывшими, заключено соглашение о сохранении за ними права пользования предоставленным жилым помещением;

— если имеется решение суда;

— если у членов семьи, в том числе бывших, отсутствуют иные жилые помещения (жилые дома) на праве собственности, и освобождаемое жилое помещение (жилой дом) было приобретено собственником до их вселения, и у собственника отсутствует возможность обеспечить их иным жилым помещением;

— в иных случаях, установленных законодательством;

8) при необходимости — иные пункты.

2.27. Префектура административного округа города Москвы принимает решение о предоставлении возмещения (компенсации), выкупа в натуральной форме в виде жилого помещения и освобождении жилого помещения (жилого дома) в связи с использованием либо изъятием земельного участка, которое оформляется распоряжением префекта административного округа города Москвы.

2.28. Префектура административного округа города Москвы обеспечивает проведение государственной регистрации решения об изъятии жилого дома (жилого помещения) либо доли в праве собственности на жилой дом (жилое помещение), если данное изъятие было поручено в правовом акте Правительства Москвы префектуре административного округа города Москвы либо данное изъятие не было предусмотрено в правовом акте Правительства Москвы.

2.29. Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административном округе города Москвы после издания префектом административного округа города Москвы распоряжения о предоставлении возмещения (компенсации) либо выкупной цены в денежной либо натуральной форме в виде жилого помещения конкретному собственнику на его основании готовит проекты соответствующего договора, который должен быть заключен с собственником, и акта (актов) приема-передачи, а также оформляет выписку из распоряжения префекта административного округа города Москвы, которая является основанием для собственника на заключение с ним договора мены, иного договора и/или перечисления ему денежных средств.

2.30. На основании распоряжения префекта соответствующего административного округа города Москвы Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы либо юридическое (физическое) лицо, являющееся стороной инвестиционного контракта, по согласованию с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы заключает с собственником освобождаемого жилого помещения (жилого дома) соответствующий договор, определяющий переход права собственности на освобождаемое жилое помещение (жилой дом) и размер возмещения (компенсации) либо выкупа за жилой дом (жилое помещение), в том числе земельный участок, в натуральной форме в виде жилого помещения и/или в денежной форме.

2.31. Договор, определяющий переход права собственности на освобождаемое жилое помещение (жилой дом) и размер возмещения (компенсации) либо выкупа, между собственником и юридическим (физическим) лицом, являющимся стороной инвестиционного контракта, либо Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предусматривает предоставление собственнику возмещения (компенсации) либо выкупа в виде:

а) другого благоустроенного жилого помещения по договору мены, договору передачи, иному договору, предусматривающему переход права собственности на жилое помещение (жилой дом); б) равноценного возмещения (компенсации) рыночной стоимости освобождаемого собственником жилого помещения (жилого дома) в безналичной денежной форме по договору купли-продажи, иному договору с зачислением суммы возмещения (компенсации), субсидии для приобретения или строительства жилых помещений собственнику освобождаемого жилого помещения (жилого дома) на открытый им банковский счет без предоставления ему другого жилого помещения;

в) выкупной цены собственнику жилого дома (жилого помещения), в том числе земельного участка.

Перечисление денежных средств собственнику жилого дома (жилого помещения), в том числе земельного участка, осуществляется на основании заключенного соглашения и распоряжения префекта административного округа города Москвы о предоставлении и перечислении выкупной цены конкретному собственнику, в том числе если решение об изъятии жилого дома (жилого помещения), в том числе земельного участка, зарегистрировано в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в городе Москве, и на этом основании право собственности гражданина на изымаемый жилой дом (жилое помещение), в том числе земельный участок, прекращено.

2.32. Договор мены, купли-продажи, иные договоры заключаются на условиях и в сроки, предусмотренные в предварительном договоре, в соглашении, если данный предварительный договор или соглашение были заключены, либо в сроки, предусмотренные распоряжением префекта административного округа города Москвы о предоставлении конкретному гражданину возмещения (компенсации), выкупа в натуральной форме в виде жилого помещения и/или в денежной форме.

Если сроки о заключении договоров первично установлены либо скорректированы в распоряжении префекта административного округа города Москвы, то договор заключается в сроки, указанные в распоряжении префекта административного округа города Москвы.

2.33. Договоры, перечисленные в п. 2.31 настоящего Положения, заключаются в простой письменной форме и подлежат государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

2.34. В договорах стоимость освобождаемых жилых помещений (жилых домов), принадлежащих гражданам на праве собственности, и предоставляемых жилых помещений указывается в соответствии с предварительным договором, соглашением либо при возникновении спора в соответствии с отчетом об оценке объекта, произведенной независимым оценщиком по запросу сторон (одной из сторон).

2.35. В случае определения стоимости жилого помещения (жилого дома) повторно расходы по оценке жилого помещения (жилого дома) несет сторона, изъявившая желание произвести такую оценку, либо юридическое (физическое) лицо, являющееся стороной инвестиционного контракта, либо Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, если данная оценка осуществляется в связи с изменением цен на рынке жилья либо должна производиться в соответствии со стандартами оценки, обязательными к применению субъектами оценочной деятельности, в связи с истечением срока, рекомендуемого для целей совершения сделки с объектами.

2.36. Если рыночная стоимость освобождаемого жилого помещения (жилого дома) окажется выше стоимости предоставляемого, то разница в их стоимостях возмещается собственнику юридическим (физическим) лицом, являющимся стороной инвестиционного контракта, либо Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в порядке и на условиях, определенных в предварительном договоре, соглашении, договоре мены, ином договоре.

2.37. Если рыночная стоимость предоставляемого жилого помещения окажется выше рыночной стоимости освобождаемого жилого помещения (жилого дома), то взимание разницы в их стоимостях осуществляется в порядке и на условиях, определенных в предварительном договоре, соглашении на основании решения конфликтной комиссии по урегулированию спорных вопросов с гражданами и в соответствии с пп. 2.23, 2.24 настоящего Положения.

Если рыночная стоимость предоставляемого жилого помещения окажется выше рыночной стоимости изымаемого жилого дома, в том числе земельного участка, то в зачет рыночной стоимости предоставляемого жилого помещения включается стоимость плодово-ягодных насаждений. Упущенная выгода может быть включена по соглашению сторон.

2.38. Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы или юридическое (физическое) лицо, являющееся стороной инвестиционного контракта, обеспечивает выплату возмещения (компенсации) в денежной форме по договору купли-продажи либо выкупной цены в денежной форме путем перечисления денежных средств на счет собственника в соответствии с письменным соглашением, договором сторон и распоряжением префекта административного округа города Москвы о предоставлении выкупной цены (части выкупной цены) в денежной форме конкретному собственнику.

2.39. Предоставление собственникам возмещений (компенсаций), выкупа производится в денежной форме:

— юридическим (физическим) лицом, являющимся стороной инвестиционного контракта, за счет его собственных средств;

— Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы за счет средств, предусмотренных по статье бюджета города Москвы «Расходы, связанные с освобождением гражданами жилых помещений в связи с их изъятием для государственных нужд»;

— Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы с возмещением затрат городу юридическим (физическим) лицом, являющимся стороной инвестиционного контракта, в полном объеме (по договору Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы с юридическим (физическим) лицом, являющимся стороной инвестиционного контракта).

2.40. В случае отказа собственника от предоставления ему другого равноценного жилого помещения, заключения договора мены, иного договора либо отказа от перечисления ему денежных средств в размере возмещения (компенсации), выкупа за принадлежащий ему на праве собственности жилой дом (жилое помещение), в том числе земельный участок, плодово-ягодные насаждения, включая упущенную выгоду, определенном в соглашении, вопросы о предоставлении возмещения (компенсации), выкупной цены собственнику, освобождении жилого помещения (жилого дома), а также о переходе права собственности на освобождаемое жилое помещение (жилой дом), земельный участок городу Москве решаются конфликтной комиссией по урегулированию спорных вопросов с гражданами.

При невозможности урегулировать спорные вопросы с помощью конфликтной комиссии их разрешение осуществляется в судебном порядке.

2.41. После подписания соответствующего договора Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административном округе города Москвы совместно с префектурой административного округа города Москвы готовит проекты актов приема-передачи освобождаемого жилого помещения (жилого дома) и предоставляемого жилого помещения.

2.42. Префектура административного округа города Москвы принимает освобождаемое жилое помещение (жилой дом) по акту приема-передачи жилого помещения путем его подписания, а Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы передает предоставляемое по соответствующему договору жилое помещение путем подписания акта приема-передачи жилого пом

ПОИСК НЕДВИЖИМОСТИ ПО МЕТРО Экономьте своё время! Мы предоставляем Вам эксклюзивную возможность поиска интересующей Вас недвижимости по метро подробнее... СЕЗОННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Сдаём коттеджи и квартиры для проведения корпоративных и частных вечеринок. Предоставляются специальные услуги ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН: переводчик, встреча в аэропорту, предоставление в наём квартир или коттеджей от суток и на любой срок. При встрече предоставляется подробнее...
Поиск недвижимости по метро Сезонные, эксклюзивные и VIP-предложения

ПОЧЕМУ ВЫБИРАЮТ НАС

Весь спектр услуг, существующих на рынке недвижимости. Все виды операций с недвижимостью на первичном и вторичном рынках жилья. Услуги по ипотечному кредитованию физических лиц. Операции с коммерческой недвижимостью. Предоставление VIP-услуг для иностранных граждан. Предоставление квартир или коттеджей от суток и на любой срок и многое другое...

Разработка, дизайн, поддержка: Snowball Design-Studio © 2010 | Все права защищены