06.10.2010
В сентябре Министерством регионального развития Российской Федерации был разработан проект закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения правового режима использования садовых, огороднических и дачных земельных участков», в котором в том числе предусматриваются запрет на ведение дачного хозяйства на землях сельхозназначения, разделение земельных участков по типам и исключение возможности прописки в доме, построенном на дачном участке. О возможных последствиях принятия такого закона для рынка загородной недвижимости и жителей дачных поселков рассказывают участники данного Экспертного совета.
Генеральный директор компании «ЗемАктив» Юлия Севериненко:
Данный законопроект затрагивает Земельный и Градостроительный Кодексы, предлагая, исключить возможность ведения дачного хозяйства на землях сельхозназначения. С учетом того, что дачные участки на землях сельхозназначения доминируют на рынке загородной недвижимости Московской области (по данным компании «ЗемАктив», первые поселки различных классов, включая «бизнес-» и «элит-», появились на сельхозземлях Подмосковья еще лет пятнадцать назад, а начиная с 2007 года, более 90% новых поселков организовано именно на земле сельскохозяйственного назначения), нетрудно представить, какие последствия могут повлечь за собой такие законодательные перемены для их обладателей.
Принятие такого закона фактически поставит вне закона сельхозземли для ведения дачного хозяйства, т.к. не определит их дальнейшую судьбу, а также не определит судьбу всех жилых домов, уже возведенных или возводимых на таких земельных участках и людей, зарегистрированных в них по месту жительства. То есть если закон будет принят, то это повлечет утрату прав граждан на жилые дома (в связи с их обязательным тогда переоформлением в нежилые строения) и утрату прав граждан на жилище, что напрямую противоречит Конституции РФ и послужит основанием для многочисленных жалоб в Конституционный суд, решение которого в данной ситуации будет совершенно однозначным – отмена непродуманного закона.
Против принятия такого закона будут выступать региональные и местные власти. Ведь налоги на землю составляют не последнюю статью в бюджетах районов, т.к. налоговые поступления от дачных земель выше в сотни раз налогов с земель для сельскохозяйственного производства, и, скорее всего, региональные власти будут активно противодействовать принятию данного закона, а случае, если он все же будет принят, будут способствовать переоформлению дачных сельхозземель в земли населенных пунктов, что даст уже сформированным и формирующимся дачным поселкам дополнительные преимущества. Таким образом, я думаю, что законопроект не будет принят в его нынешнем виде.
Управляющий партнер «МИЭЛЬ-Загородная недвижимость» Владимир Яхонтов:
Проект, хоть он и не совсем проработан, безусловно, является первой ласточкой на пути к цивилизованному земельному рынку. Жилье должно соответствовать санитарным и социальным нормам, и предлагаемый проект закона как раз и направлен на оптимизацию жилья. Также важно и ведение сельского хозяйства. Этот закон защищает сельскохозяйственные земли от беспорядочного застраивания, сокращает коррупцию – власть на местах не сможет за взятку перевести землю в разряд ИЖС, потому что включение земли для ИЖС в генплан проходит на уровне губернаторов.
Таким образом, положительные последствия принятия этого закона – снижение коррупции, регламентация и контроль оборота сельхозземель, создание и регламентация комфортных условий для постоянного проживания людей.
Безусловно, меры, предлагаемые этим законопроектом, ударят по землевладельцам. Крупные лендлорды должны будут пересмотреть свои стратегии – кто-то откорректирует генпланы, кто-то займется сельским хозяйством, а кто-то откажется от земли в пользу государства. Земля – это актив всей страны, и она должна использоваться и приносить пользу всем гражданам.
Предложения разделить земельные участки по типам и исключить возможность прописки на дачах, находящихся вне населенных пунктов, вполне выполнимы. Если дом жилой, то на него должны распространяться все санитарные и социальные нормативы. Это колоссальные затраты. И когда создается генплан, все эти вещи должны учитываться. Если мы говорим о дачном доме, то выполнить все санитарные и социальные предписания просто нереально. Допустим, дачный поселок находится в 15-20 км от населенного пункта. Если допустить там возможность прописки, то придется строить школу, детский сад, магазин, прочие социальные объекты, но это просто невыполнимо. На землю под ИЖС это распространяется, все эти объекты закладываются в генплан, а для дачных поселков это объективно невозможно. У «МИЭЛЬ-Загородная Недвижимость» есть несколько участков, предназначенных для ИЖС, и мы должны и будем строить там те же школы, садики и прочие объекты социальной инфраструктуры. Вообще, строительство для постоянного проживания людей должно подчиняться каким-то общемировым законам управления, следовать тенденциям из практики других государств. Регулируемая застройка в соответствии с грамотным генпланом - это единственный цивилизованный путь развития градостроительства.
Беседовала Юлия ПЕТРОВА
|